ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ |
"Прежде чем наши белые братья прибыли, чтобы сделать нас цивилизованными людьми, у нас не было тюрем. Из-за этого у нас не было преступников. Без тюрьмы не может быть никаких преступников. У нас не было ни замков, ни ключей, и поэтому среди нас не было никаких воров. Когда кто-то был так беден, что он не мог позволить себе лошадь, палатку или одеяло, он получал все это как подарок. Мы были слишком нецивилизованными, чтобы придавать большую важность частной собственности. Мы не знали денег и, следовательно, ценность человека не определялась его богатством. У нас не было изданных установленных законов, никаких адвокатов, никаких политиков, поэтому мы не могли обманывать друг друга. Мы действительно находились в плохом положении до прибытия белых, и я не знаю, как мы смогли справиться без этих фундаментальных вещей, которые (как они нам сказали) необходимы для цивилизованного общества."
John Fire Lame Deer
Индейцы - это коренные жители Северной Америки. «Краснокожими» индейцев назвали первые американские поселенцы-англичане - из-за красной краски киновари, которой индейцы раскрашивали себе лица и тела разными рисунками. Обычно это означало принадлежность человека к какому-то племени. Иногда рисунок говорил о намерениях воина. Это могла быть праздничная или военная, боевая раскраска. Каждое племя имело свои цвета раскраски. И каждый встречный по боевой раскраске мог определить, с кем воюет племя и тому подобное.
На самом деле кожа у них не красная, а смуглая с лёгким оливковым оттенком. Их волосы прямые и чёрные. А на широком лице с выдающимися скулами - тёмные глаза.
индейцы Орегона
В древности на территории Орегона жили индейские племена баннок, чинук, кламат, модок, нез-персэ (от французского Nez Perce — проткнутый нос). Земля вдоль рек Колумбия и Вилэмет была плотно заселена индейцами чинук, которые, сезонно мигрируя, занимались, охотой, рыбалкой, сбором ягод, орехов и кореньев. Численность деревень племен индейцев мультнома и клакамас, которые относятся к индейцам чинук, составляла более 3000 жителей, но в сезон охоты и сбора дикого картофеля вапато могла достигать 8000.
Чинук говорили на шинукских (чинукских) языках: катламет, нижнешинукском (собственно чинук) и верхнешинукском (малтномах, кикшт и др.). Сейчас они практически полностью утрачены, и чинук перешли на английский. Лишь на верхнешинукском диалекте васко-вишрам говорит 4 человека. Племена: нижние — чинук, клатсоп, верхние — катламет, вакайкам, катлапатл, малтномах, клакамас. В XVIII веке большинство чинуков вымерло из-за болезней. Остальные были ассимилированы европейцами или другими индейцами, например, салишами. Сейчас представителей собственно чинук насчитывается 900 чел. Живут дисперсно.
Основными занятиями являлись рыболовство, охота, собирательство (ягоды, подводные клубни валато, луковицы камас, папоротник-орляк, различные коренья, которые готовят в земляной печи). Развиты были следующие ремесла: изготовление резной деревянной утвари, плетение корзин, торговля. Эквивалентом являлись раковины-денталиум или бисер. Из транспорта самым типичным считается долбленое каноэ, чинукского типа, — с высоким носом и форштевнем-волнорезом. Жилище этих индейцев представляло собой прямоугольный дом из кедровых досок (зимнее постоянное). Летом также строились временные — каркасные, крытые травяными циновками. У вишрам также встречались полуземлянки.
Поселение возглавлял наследный вождь. Общество состояло из большесемейных домохозяйств. Сословия: знать (илканахимет), простые общинники и рабы. Чинук почитают духов предков, развит шаманизм. У нижних чинук существуют тайные ритуальные общества.
тотемы
Тотемизм — верование, связанное с представлением о сверхъестественном родстве между определённой общностью людей (обычно родом) и тотемом — мифическим предком. Вопреки распространенному мнению, родовой тотем не был предметом поклонения. Он скорее рассматривался как дух-защитник, дух-покровитель, оберегающий род.
Тотемы являлись неотъемлемой частью жизни любого племени. Как правило, их устанавливали не в отдаленных специальных местах в лесу, а вблизи дома. Все потому, что тотемы заключали в себе защиту и связь с духами, а также историю семей, кланов и целых селений. По сути тотемы часто являлись летописью, нарисованной и написанной особым стилем живописи, в котором каждый цвет и символ имеет свое особое значение. Чаще всего на столбах изображали животных, и по ним можно определить, где жило данное племя раньше и куда оно мигрировало со временем из-за неурожаев, войн и других причин. Вороны, орлы, медведи - каждое племя порой по-разному трактовало всех изображаемых животных, что усложняет расшифровку тотемов сегодня. По-настоящему интуитивно и легко тотемы могут читать лишь сами племена, что их возвели.
Тотем соединяет в себе и религиозный культ, и практические надобности. Многие индейцы видели столб тотема еще и вариантом Живого существа. Часто тотемы использовались в шаманских ритуалах, направленных на защиту поселения от различных опасностей. Также в них всегда отражалась мощь каждого клана - чем красивее, точнее и ярче выполнен тотем, тем выше статус племени.
Ставя столб, индейцы всегда понимали, что в конце концов он упадет, когда подгниет снизу. Несмотря на большое знание тотемов, они принимали это как данность природы - если столб упал, значит он прожил свою жизнь, и нужно делать новый, копируя старый или создавая новое творение с нуля. Многие тотемы не дошли до наших дней, однако вокруг Портленда порой можно встретить неприметные обросшие мхом столбики, которые когда-то имели большое значение в жизни местного племени.